ПРАКТИКА ПЕРЕД ТРЕТЬИМ КРУГОМ

Идея свободного позирования заключается в том, чтобы продемонстрировать судьям лучшие элементы вашего телосложения. На своих первых соревнованиях вы еще не будете обладать полным развитием мускулатуры, поэтому определенных поз следует избегать, пока ваше мастерство не поднимется на новый уровень. Найдите позы, подчеркивающие ваши достоинства, и постройте на них свою процедуру.

Основой для процедуры свободного позирования в третьем круге являются обязательные позы из второго круга. Выполняя эти позы, помните правило, о котором я говорил раньше: начинайте позировать «снизу вверх». Правильная постановка ног, затем напряжение икроножных мышц, бедер и брюшного пресса и, наконец, верхняя часть тела. Составьте список всех основных мышц и убедитесь, что ничего не осталось без внимания.


Со временем, по мере развития мускулатуры, вы сможете выходить за рамки обязательных поз и добавлять новые, акцентирующие внимание на ваших сильных сторонах. К примеру, для фронтальной демонстрации бицепсов вам не нужно иметь бицепсы окружностью 20 дюймов — и это хорошо, поскольку данная поза принадлежит к числу обязательных. Однако до тех пор, пока вы не достигнете действительно выдающегося развития бицепсов и трицепсов, вам следует избегать поз с руками, поднятыми над головой, которые сразу же выявляют сравнительную слабость мускулатуры рук.
Через некоторое время вы, возможно, захотите добавить к своим позам одно движение, которое любил выполнять Серджио Олива: вы поднимаете руки над головой, а затем переводите их в позу демонстрации бицепсов, что сразу же привлекает внимание к их размеру и развитию. Если вы можете похвастаться хорошим развитием латеральных мышц спины, имеет смысл выучить 3–4 новых способа их демонстрации… С друтой стороны, если у вас есть особенно слабые места, вы усиленно работаете над их коррекцией в гимнастическом зале, а между тем стараетесь не показывать их таким образом, чтобы привлекать к ним повышенное внимание.
Каждый раз, когда вы позируете, следите за тем, чтобы все судьи имели равные возможности видеть вас. Не забывайте слегка поворачиваться из стороны в сторону при выполнении обязательных поз. Во время свободного позирования, когда на сцене происходит много событий, это требует несколько больших усилий.
Свободное позирование в чем-то сходно с драматическим искусством. Улыбайтесь или сохраняйте спокойное выражение лица. Вся напряженность должна сосредоточиться в мышцах от шеи и ниже. Это создает впечатление уверенности в себе. В некоторых позах вы смотрите прямо в зрительный зал или переводите взгляд на свои мышцы. Ваша процедура должна быть интересной и разнообразной.
В наши дни на сцене проявляется гораздо больше творческих способностей, чем когда я пришел в мир бодибилдинга. Тем не менее я рекомендую всем начинающим сосредоточиться на нескольких позах, вместо того чтобы пытаться овладеть сразу всеми приемами. Начните с восьми-десяти поз и как следует выучите их. Только когда вы сможете выполнять свою процедуру без запинки — а вам нужно практиковать свою процедуру регулярно, 3–4 раза в неделю в течение трех месяцев перед соревнованиями, — можно будет приступить к ее расширению и совершенствованию.

 

Ваша процедура позирования должна быть именно процедурой, а не серией поз. Необходимо работать над переходами от одной позы к другой, а не только над позами как таковыми. В следующий раз, когда вы будете смотреть фильм «Люди, которые качают железо», обратите внимание на сцену, где мы с Франко Коломбо берем уроки балета. Это было на самом деле: мы посещали курсы балета в Калифорнии и Нью-Йорке, а также ходили в студию, которой владеет актриса Джоан Вуд-вард. Конечно, мы с Франко в совершенстве владели своими процедурами позирования, но мы знали, что можем улучшить качество переходов между позами, стиль и изящество движений на сцене. То, что вы совершаете переход, а не становитесь в позу, еще не означает, что судьи не смотрят на вас. Я пошел еще дальше, научившись стоять и двигаться таким образом, чтобы максимально усилить впечатление от своей муасулатуры, даже когда я стоял в задней части сцены! Другие участники всегда следят за вашей формой, и если они увидят, что вы держитесь превосходно, то иногда могут потерпеть поражение еще до того, как выйдут на сцену.
Тип мышечной структуры определяет скорость и стиль позирования. Если вы принадлежите к типу Фрэнка Зейна или Флекса Уилера, замедлите темп и сосредоточьтесь на изяществе и ритмичности движений, сделав свое выступление плавным, как классическую симфонию. Учитывая мое телосложение, я пользовался лозунгом «Если у тебя есть большая пушка, нужно стрелять из нее» и сделал выбор в пользу более скоростного и динамичного стиля. При этом я опирался на способность ошеломлять зрителей своими размерами и мускулистостью.

 

Еще одной вещью, которой должен научиться каждый культурист, является умение сдерживать себя во время позирования. В напряженной атмосфере соревнований организм выбрасывает в кровь много адреналина, и вы часто начинаете торопиться при позировании. Даже такой опытный культурист, как Майк Менцер, совершил эту ошибку на конкурсе «Мистер Олимпия» 1979 года, когда соперничал на сцене с Фрэнком Зейном. Майк все быстрее переходил от одной позы к другой, в то время как Фрэнк позировал спокойно и неторопливо. В результате Фрэнк выглядел гораздо более уверенным в себе, что в конечном итоге привело к его победе.
Я всегда старался делать свои позы равными по продолжительности, медленно считая до трех и переходя к следующей. С моей точки зрения, если на позу стоит смотреть, то ее можно удерживать достаточно долго, чтобы все могли хорошенько разглядеть ее (и кстати, фотографы успеют сделать снимки для газет и журналов).
Если вы немного манерничаете перед тем, как принять очередную позу, это нормально до тех пор, пока зрители выказывают одобрение. Именно здесь опыт выступлений приобретает исключительную ценность. Чутко следите за реакцией зала, энергетическая подпитка от зрителей может быть очень полезной. Позирование перед зеркалом не имеет с этим ничего общего.
Уделяйте особенное внимание тому, чтобы ваши позы вызывали восхищенную реакцию зрительного зала. Такую реакцию можно видеть при хорошей демонстрации спинной мускулатуры: культурист сначала сводит лопатки, упершись кулаками в туловище, и удерживает эту сравнительно «слабую» позу около пяти секунд. Но потом он начинает мало-помалу расправлять латеральные мышцы, и зал восхищенно вздыхает.
Хорошее позирование является разновидностью сценического искусства и как таковое во многом зависит от точного расчета времени. Вы должны покидать сцену на подъеме, когда любое продолжение будет излишним и только повредит представлению. Если вы наращиваете мощь своего выступления подобно музыкальному крещендо и приберегаете главные сюрпризы напоследок, публика будет увлечена и зачарована вашим представлением.
Хорошее позирование похоже на симфонию: быстрые движения контрастируют с более медленными, динамика действия постоянно меняется. За резкими, драматичными движениями следуют медленные и грациозные. В вашем выступлении чувствуется ритм, оно насыщено эмоциями. Именно здесь вы поднимаетесь на высочайший уровень достижений в бодибилдинге.
Многие современные культуристы обращаются за помощью к хореографии при составлении своих процедур. Некоторые обращаются к другим спортсменам, специализирующимся на подобных вещах, другие просят совета у профессиональных танцовщиков и хореографов. В магазинах продаются видеокассеты, посвященные «искусству позирования». Чем выше уровень, на котором вы соревнуетесь, тем более совершенной и впечатляющей может быть ваша процедура для свободного позирования. Часто это означает грань между победой и поражением.
Но неправильно подобранная музыка или хореография может обернуться катастрофой. В 1981 году Крис Дикерсон нанял профессионального танцора, который помогал ему создавать процедуру позирования. Крис, обычно державшийся на сцене с большим достоинством, внезапно начал выполнять нечто вроде брейк-данса, бледно имитируя «дерганую» походку Майкла Джексона. Но поскольку Крис умеет учиться на своих ошибках, то на следующий год он вернулся к стилю, гораздо лучше подходившему для него, очень впечатляюще выступил в Лондоне и в конце концов завоевал титул «Мистер Олимпия».
Один известный культурист на своих семинарах предостерегает от чересчур драматичных движений. К примеру, он говорит, что от задней демонстрации вы всегда должны переходить к боковой позе, а не сразу к фронтальной. На мой взгляд, вы можете следовать этому совету, когда неожиданное движение выглядит очень эффектно — взять, к примеру, одну из «наиболее мускулистых» поз Дориана Йейтса, когда он резко сокращает туловище, выставляет ногу и предстает перед зрителями как некое мифическое чудовище, неожиданно появившееся на сцене.